Размер шрифта: AAA
Изображения ВыключитьВключить
Цвет сайта ЦЦЦ
обычная версия сайта
Контакты
Подписаться на рассылку



Усть-Кутское муниципальное образование – это территория с динамично развивающимся промышленным комплексом. Имеющее значительный природно-ресурсный, инвестиционный, инфраструктурный потенциал необходимый для реализации проектов в различных сферах деятельности.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОСЛАНИЕ МЭРА УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Инвестиционный климат и инвестиционная политика Усть-Кутского муниципального образования» 

Уважаемые коллеги, партнеры, жители Усть-Кутского района!

Приоритетами деятельности Администрации Усть-Кутского муниципального образования являются создание достойных условий жизни жителей района, возможностей для работы и бизнеса, сохранение высокого уровня управления муниципалитетом. В рамках наших полномочий эти направления сосредоточены в сфере образования, культуры, спорта, создания инвестиционной привлекательности территории, взаимодействия с бизнесом, эффективного использования бюджетных средств, честности и открытости власти.

С 2017 года нами внедрена практика представления Инвестиционного послания мэра Усть-Кутского муниципального образования. С учетом того, что в 2020 году должны пройти очередные выборы мэра, сегодня Вашему вниманию будут предоставлены результаты работы районной администрации в сфере привлечения инвестиций за прошедшие годы.

Начнем с экономических показателей.

На протяжении прошедших лет социально-экономическое положение Усть-Кутского района характеризовалось положительными тенденциями. Увеличивался объем производства по отраслям, уровень жизни населения характеризовался ростом заработной платы, пенсий, среднедушевого дохода. Стабильной оставалась ситуация на рынке труда.

Положительную тенденцию сохранял и консолидированный бюджет. В сравнении с данными 2016 года доходы бюджета выросли с 2 млрд. 514 млн. руб. до 3 млрд. 105 млн. руб. (на 591 млн. рублей). Причем на протяжении последних 4-х лет по объему так называемых «собственных» доходов (налоговых и неналоговых поступлений) консолидированный бюджет Усть-Кутского муниципального образования находится на 4-ой позиции среди 42 муниципальных районов и городских округов после крупных административных и промышленных центов (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Братск).

Несмотря на самодостаточный бюджет, в целях более полного исполнения своих полномочий администрация района смогла увеличить объем привлекаемых из вышестоящих бюджетов средств. Так, при участии в государственных программах Иркутской области в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, безопасности дорожного движения нам удалось привлечь за период 2016-2019 годов 142,3 млн. рублей. При этом, если в 2016 году сумма привлеченных средств составляла 10,3 млн. руб., то в 2019 году она равна 84,9 млн. рублей. В среднем последние два года на каждый рубль из местного бюджета, вложенный в качестве софинансирования при участии в государственных программах, приходится более 9 рублей из федерального и (или) областного бюджетов.

Благодаря ответственности бизнес-структур, проводимой Администрацией Усть-Кутского муниципального образования совместно с контролирующими органами работе с неплательщиками налогов и взносов, а также работе муниципалитета по привлечению средств из вышестоящих бюджетов, появилась возможность для реализации бюджетных инвестиций, направления средств на ремонт объектов социальной сферы, улучшение материально-технической базы учреждений образования, культуры, спорта.

Объем бюджетных инвестиций вырос с 1,5 млн. руб. в 2016 году до 83,7 млн. руб. в 2019 году. Основные затраты приходится на строительство плавательного бассейна в г. Усть-Куте, приобретение детского сада ОАО «РЖД» в г. Усть-Куте, строительство многофункциональных спортивных площадок в сельских поселениях (п. Ручей, с. Подымахино, п. Верхнемарково), приобретение служебного жилья в с. Подымахино.

Расходы на капитальные, текущие ремонты объектов образования, культуры, спорта увеличились с 20,1 млн. руб. в 2016 году до 82,6 млн. руб. в 2019 году (в 4,1 раза). На приобретение основных средств для бюджетной сферы - с 18,5 млн. руб. до 105,0 млн. руб. в 2019 году (в 5,7 раза).

В структуре экономики Усть-Кутского района преобладающей сферой деятельности является промышленность, основная доля в которой приходится на отрасль «Добыча полезных ископаемых». Объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в 2019 году по данной отрасли составил 236,3 млрд. руб., что сопоставимо с показателем 2018 года (242,2 млрд. руб., снижение на 2,5 процента).

Общий объем инвестиций в основной капитал за 2019 год (расчетное значение) оценивается в 39,2 млрд. руб. или 90,8% показателя 2018 года (43,2 млрд. рублей). В то же время по основному региональному инвестору - ООО «Иркутская нефтяная компания» по сравнению с 2018 годом объем инвестиций вырос на 6,4% (2019 год - 26,5 млрд. руб., 2018 год - 24,9 млрд. рублей).

На текущую дату группа компаний ООО «Иркутская нефтяная компания» продолжает реализовывать инвестиционные проекты, направленные на разработку 6 нефтегазоконденсатных и нефтяных месторождений. Компанией подписаны специальные инвестиционные контракты с Правительством Иркутской области. Газовый проект компании прошел одобрение на уровне Российской Федерации.

В связи с реализацией газового проекта ООО «Иркутская нефтяная компания» на территории г. Усть-Кута будут проведены мероприятия по строительству нового микрорайона с социальной инфраструктурой и полигона твердых бытовых отходов.

Развитие промышленности нашего района и соседних территорий, расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали требуют значительных затрат электроэнергии. Значение г. Усть-Кута как одной из точек Пеледуйского энергокольца, проводимые мероприятия по увеличению пропускной способности действующих на территории района энергосистем (проекты Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы, ОАО «РЖД», ОАО «Иркутская электросетевая компания»), позволяют с уверенностью говорить о решении данной проблемы.

В связи с реализацией крупных инвестиционных проектов российских компаний «Роснефть», «Газпром», Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы, начиная с 2017 года устойчивый рост демонстрирует сфера строительства (в 2017 год произошел рост в 3,8 раза по сравнению с 2016 годом). Объем строительных работ за 2019 год составил 6 млрд. 706 млн. руб., что на 33,4% больше показателя 2018 года.

В то же время по сравнению с 2018 годом значительно снижено строительство и ввод жилых домов 4 687,6 м2 в 2019 году при 13 266,1 м2, что обусловлено отсутствием строительства многоквартирных домов под переселение из ветхого и аварийного жилья в г. Усть-Куте. В отношении индивидуального жилья ситуация противоположная 4478,0 м2 (40 домов) в 2019 году при 2993,3 м2 (31 дом) в 2018 году.

Каждый рубль инвестиций, привлеченных на территорию - это вклад в благополучное будущее района, в повышение качества и уровня жизни населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, изменений в социальной сфере. Привлечение инвестиций невозможно без работы органов местного самоуправления по созданию благоприятного инвестиционного климата. В этом направлении районной администрацией с 2016 года внедряются успешные практики, направленные на снижение административных барьеров и поддержку малого и среднего предпринимательства.

В частности, разработаны инвестиционный паспорт Усть-Кутского района, инвестиционный портал, позволяющие обеспечить открытость и доступность информации для инвесторов.

Проработана нормативно-правовая база муниципалитета в сфере стратегического планирования, работы с инвесторами по принципу «одного окна», определения требований к качеству муниципальных услуг и другие.

Определены органы, ответственные за работу с инвесторами и осуществляющие мероприятия по развитию предпринимательства. Так, в рамках муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Усть-Кутском муниципальном образовании» на постоянной основе проводится информирование о мерах поддержки и доведение актуальной в сфере предпринимательства информации до заинтересованных лиц, организуются семинары и встречи с действующими институтами поддержки, предоставляются средства из районного бюджета (субсидии на возмещение части затрат на приобретение производственного оборудования). За 2017-2019 годы поддержку получили 12 субъектов малого бизнеса на общую сумму 710,7 тыс. рублей. Реализуется комплекс мероприятий по поддержке сельхозпроизводителей района: от помощи в привлечении средств из областного бюджета до организации ярмарок для реализации выращенной продукции.

В качестве примера взаимодействия районной администрации и местного бизнеса можно привести реализацию возможности открытия в г. Усть-Куте Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Идея открытия подобного центра возникла у нас еще в 2016 году, и на протяжении ряда лет проводилась работа по поиску потенциального участника конкурсного отбора на уровне области для привлечения областных средств на открытие ЦМИТ. При поступлении заявки в рамках сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», мы проработали возможные варианты поддержки со стороны районной администрации. Итогом данной работы стало получение в 2019 году ООО ЦМИТ «Стимул» бюджетных средств на создание центра. Работа центра ориентирована не только на детей, но и на возможную профпереподготовку работающего населения.

В проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области Усть-Кутский район включен в состав Усть-Кутско - Ленской опорной территории развития. Специализация района связана с развитием таких отраслей как газопереработка, газохимия, обработка древесины и производство изделий из дерева, транспорт, газоэнергетика, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

На перспективу с учетом имеющегося у района природно-ресурсного потенциала можно говорить о развитии в районе производства общестроительных материалов, разработке и добыче промышленных вод.

Однако, для полноценного развития территории необходимо решение злободневной для всех муниципалитетов Иркутской области проблемы - кадрового дефицита. Несмотря на высокие зарплаты и низкий уровень безработицы, заполнение ставок в бюджетной сфере достигается в том числе путем внутреннего совместительства. На крупных промышленных предприятиях трудятся приезжие кадры.

Ситуация отягощается естественной убылью населения, негативный показатель по которой сохраняется на протяжении последних лет.

С целью улучшения ситуации в данном вопросе на территории реализуются совместные мероприятия.

Администрацией Усть-Кутского муниципального образования в рамках муниципальной программы «Молодежная политика Усть-Кутского района» осуществляется финансирование мероприятий по совершенствованию системы профориентации молодежи. Действующий в районе Муниципальный кабинет профориентации признан одним из лучших в области.

В целях создания системы взаимодействия образовательных учреждений и действующих на территории предприятий и организаций, направленной на повышение конкурентоспособности профессий, необходимых для Усть-Кутского района, проводятся мероприятия, на которых популяризируются наиболее значимые профессии. Предприятия района открыты для проведения экскурсий для детей и ознакомления с основами профессий.

Хорошей практикой совместной работы является открытие в 2018 году, благодаря поддержке ООО «Иркутская нефтяная компания», ИНК-класса на базе средней школы № 9 в г. Усть-Куте. Профильный класс работает по углубленным программам, ориентируя учащихся на выбор профессий, востребованных в компании.

В решении кадрового вопроса социально значимых профессий за счет средств районного бюджета оказывается поддержка привлекаемых на территорию педагогов и врачей. В рамках соответствующих муниципальных программ осуществляются выплаты на первоначальные нужды (так называемые «подъемные»), оплата найма жилья, социальные выплаты на приобретение жилья, оплата целевого обучения.

Совместно с Министерством образования Иркутской области, действующими на территории ООО «Иркутская нефтяная компания», ООО «Инд Тимбер», прорабатывается вопрос оказания помощи профессиональному училищу г. Усть-Кута для подготовки востребованных на территории специалистов.

В связи с тем, что практически 1/5 общей численности населения района составляет молодежь (с 14 до 30 лет) и есть необходимость самовыражения молодежи, администрацией района принято решение об открытии на базе здания по адресу ул. Реброва-Денисова, 1а, многофункционального молодежного центра, представляющего собой площадку для реализации молодежных инициатив. В течение 2018-2019 годов в соответствующих помещениях проводился ремонт, осуществлялось приобретение мебели и оргтехники. Кроме того, в 2019 году мы стали победителем областных конкурсов на создание Центра добровольчества и молодежного Медиацентра, в результате чего указанные центры также будут представлены в открываемом многофункциональном молодежном центре. Надеемся, что на данной площадке будут предложены идеи, реализация которых в дальнейшем приведет к решению проблемных вопросов на нашей территории, улучшению жизни населения.

В заключение хотелось бы отметить, что проводимые районной администрацией мероприятия по решению вопросов социально-экономического развития территории, улучшения ее инвестиционной привлекательности получили положительную оценку, проводимую в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607. В своей группе муниципальных образований, включающей в себя 12 муниципальных районов и городских округов, Усть-Кутский район занимает 5 место в номинации «Комплексное социально-экономическое развитие» и 3 место в номинации «Повышение инвестиционной привлекательности территории», при том что по итогам 2015 года находился на последней строчке списка.

Усть-Кутский район обладает необходимыми конкурентными преимуществами для привлечения инвестиций и создания производств. Это повод подумать над возможностью реализации своих идей на территории района. Мы, в свою очередь открыты к сотрудничеству, новым идеям, нестандартным решениям.



Возврат к списку